Нестареющий огонь: история о том, как неоновый свет покорял наши сердца

458
Неон кинематограф
Поделитесь в соцсетях:

Жидкий огонь мгновенно загорается на людных улицах, лишь только солнце прячется за зданиями. Он светит своим немигающим красным цветом, добавляя городу недостающей в дневное время футуристичности. Так происходит уже больше ста лет, с тех пор как Жорж Клод в 1912 году изобрел неоновые лампы. Он использовал редкий газообразный элемент – неон – в герметичной трубке с электрическим зарядом, создав новую веху не только в истории рекламных вывесок, но и во всей человеческой культуре.

В середине XX века бум рекламы распространил «неон Клода» (так вывески называли в Америке) по всему капиталистическому миру: Бродвей, Таймс-сквер, Пиккадили, Мулен Руж, Лас-Вегас – все было заполнено ярким красным светом неона.

Под блеском софитов

Вскоре эту моду заметили и под блеском голливудских софитов. В своем первом цветном фильме – «Веревка», Альфред Хичкок применил светло-зеленое освещение газосветных ламп, заполненных ртутью (их мы сейчас тоже называем неоновыми, на самом деле, неон излучает только красно-оранжевый свет). Он повторил этот прием в фильме «Головокружение» и даже в черно-белом «Психо» будет мотель с неоновой вывеской.

Неон кинематограф

Но главный бум неонового освещения в кино придется на 80-ые годы. Уходящий все больше в тень неблагополучных районов, неон в это время приобретет новый оттенок – изображение человеческого упадка на фоне футуристичного будущего. Пока весь мир будет смотреть на первый телемост между СССР и США, на появление Windows 1.0, Mac OS, первых сотовых телефонов и компакт-дисков, достигшее своего 68-летия изобретение будет осваивать Голливуд. В 1977 году на экранах впервые встретятся лазерные мечи Оби-Вана Кеноби и Дарта Вейдера, новая франшиза под простым названием «Звездные Войны» начнет свой завоевательный ход. Спустя пять лет выйдет другой культовый фильм, где ночной мегаполис будущего будет окрашен в яркие цвета неоновых ламп: «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, где искусственный свет будто вытесняет реальный на дождливых и задымленных улицах. Неон становится неотъемлемой частью жанра киберпанк.

None sign – Neon sign

Но почему свет неоновых огней приобрел этот упаднический оттенок? После Второй Мировой Войны, производство неона стало заметно дорожать, по большей части в Америке и Европе, в связи с чем вывески стали заменяться на более дешевые и практичные – пластиковые. Неоновый свет был вынужден отступить, и перейти на мелкие заведения, вывески пивных, клубов, и, в конце концов, стать провинциальным элементом и погрузиться глубоко в тень – в тень сексуальной индустрии (не зря мы все знаем аллею красных фонарей).

И пока режиссеры будут применять новый оттенок неона, создавая свои антиутопичные миры, художники попытаются найти новый смысл искусственного огня. Яркие надписи, ассоциирующиеся с рекламой стриптиз-клубов и дешевых забегаловок, они будут использовать для передачи чувств, мыслей, и взаимосвязи слов с их внешним видом. Одним из первых создавать этот контраст начнет Брюс Науман в 1960-ые. Он напишет неоновыми трубками анаграммы («Raw War» или «Run From Fear/Fun From Rear») и огромные надписи («The true artist helps the world by revealing mystic truths») на заброшенном продуктовом магазине в Сан-Франциско.

В 90-ые годы его работу продолжит художница Трейси Эмин, она также выпустит серию работ из неоновых трубок. Ее надписи будут провакативны, порой даже грубы («Is Anal Sex Legal»), но с помощью холодного материала Эмин будет пытаться донести до зрителя свое интимное переживание («I listen to the Ocean. And all I hear is You»).

Холодный свет неоновых трубок становится для художников еще одним инструментом в создании своих работ, кто-то видит в них символ капитализма и рекламные вывески, а кто-то – контраст, с помощью которого можно показать свои чувства.

Столетнее будущее

В XXI веке громадные диодные табло заменяют неоновые вывески, и может показаться, что изобретение Жоржа Клода, дожив до своего столетия, наконец уходит на пенсию – лишь названия городов-героев будут по ночам подсвечены его светом.

Но когда в моду возвращается любовь к 80-ым, неон занимает еще большие позиции. Более того, неон становится неотделим от еще одного жанра кино – неон-нуара. Фильмы Николоса Рефна, выполненные в этом жанре получают многочисленные награды, а в 2016 году он и вовсе выносит неон в название своего фильма: «Неоновый демон». Изнанка реальности в этом фильме освещена только им – как было и с изнанкой городов в 80-ые.

В том же году номинируется на Оскар фильм «Под покровом ночи», ближайшее будущее в котором освещено красным неоном. Что уж говорить об успешном сериале «Очень странные дела», который вдохновлен эпохой 80-ых. Подросшее поколение Y, кажется, сохраняет и уверенность в футуристичности неоновых огней – мы уже посмотрели ремейк «Бегущего по лезвию», и скоро увидим восьмой эпизод «Звездных войн».

И если кино для неона – покоренная вершина, то совершенно новой становится инстаграм. Достаточно слегка приглушить яркость в настройках камеры айфона, навести фокус на неоновую вывеску, и модная, яркая фотография пополнит ваш аккаунт.

Неон кинематограф

Неон открыли  1898 году английские химики Уильям Рамзай и Морис Траверс, и есть легенда, что название новому элементу дал тринадцатилетний сын Рамзая – Вилли. Он спросил отца, как будет называться этот газ, и заметил, что считает подходящим именем – латинское слово «novum». Уильяму Рамзаю понравилась идея, но он избрал греческий синоним: «neon», что значит – новый.

И словно Брюс Науман, я проведу связь между именем и внешними результатами – спустя сто лет, неон так и не постарел, он все еще новый…   

Поделитесь в соцсетях: