Нестареющий огонь: история о том, как неоновый свет покорял наши сердца

359
Неон кинематограф

Жидкий огонь мгновенно загорается на людных улицах, лишь только солнце прячется за зданиями. Он светит своим немигающим красным цветом, добавляя городу недостающей в дневное время футуристичности. Так происходит уже больше ста лет, с тех пор как Жорж Клод в 1912 году изобрел неоновые лампы. Он использовал редкий газообразный элемент – неон – в герметичной трубке с электрическим зарядом, создав новую веху не только в истории рекламных вывесок, но и во всей человеческой культуре.

В середине XX века бум рекламы распространил «неон Клода» (так вывески называли в Америке) по всему капиталистическому миру: Бродвей, Таймс-сквер, Пиккадили, Мулен Руж, Лас-Вегас – все было заполнено ярким красным светом неона.

Под блеском софитов

Вскоре эту моду заметили и под блеском голливудских софитов. В своем первом цветном фильме – «Веревка», Альфред Хичкок применил светло-зеленое освещение газосветных ламп, заполненных ртутью (их мы сейчас тоже называем неоновыми, на самом деле, неон излучает только красно-оранжевый свет). Он повторил этот прием в фильме «Головокружение» и даже в черно-белом «Психо» будет мотель с неоновой вывеской.

Неон кинематограф

Но главный бум неонового освещения в кино придется на 80-ые годы. Уходящий все больше в тень неблагополучных районов, неон в это время приобретет новый оттенок – изображение человеческого упадка на фоне футуристичного будущего. Пока весь мир будет смотреть на первый телемост между СССР и США, на появление Windows 1.0, Mac OS, первых сотовых телефонов и компакт-дисков, достигшее своего 68-летия изобретение будет осваивать Голливуд. В 1977 году на экранах впервые встретятся лазерные мечи Оби-Вана Кеноби и Дарта Вейдера, новая франшиза под простым названием «Звездные Войны» начнет свой завоевательный ход. Спустя пять лет выйдет другой культовый фильм, где ночной мегаполис будущего будет окрашен в яркие цвета неоновых ламп: «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, где искусственный свет будто вытесняет реальный на дождливых и задымленных улицах. Неон становится неотъемлемой частью жанра киберпанк.

None sign – Neon sign

Но почему свет неоновых огней приобрел этот упаднический оттенок? После Второй Мировой Войны, производство неона стало заметно дорожать, по большей части в Америке и Европе, в связи с чем вывески стали заменяться на более дешевые и практичные – пластиковые. Неоновый свет был вынужден отступить, и перейти на мелкие заведения, вывески пивных, клубов, и, в конце концов, стать провинциальным элементом и погрузиться глубоко в тень – в тень сексуальной индустрии (не зря мы все знаем аллею красных фонарей).

И пока режиссеры будут применять новый оттенок неона, создавая свои антиутопичные миры, художники попытаются найти новый смысл искусственного огня. Яркие надписи, ассоциирующиеся с рекламой стриптиз-клубов и дешевых забегаловок, они будут использовать для передачи чувств, мыслей, и взаимосвязи слов с их внешним видом. Одним из первых создавать этот контраст начнет Брюс Науман в 1960-ые. Он напишет неоновыми трубками анаграммы («Raw War» или «Run From Fear/Fun From Rear») и огромные надписи («The true artist helps the world by revealing mystic truths») на заброшенном продуктовом магазине в Сан-Франциско.

В 90-ые годы его работу продолжит художница Трейси Эмин, она также выпустит серию работ из неоновых трубок. Ее надписи будут провакативны, порой даже грубы («Is Anal Sex Legal»), но с помощью холодного материала Эмин будет пытаться донести до зрителя свое интимное переживание («I listen to the Ocean. And all I hear is You»).

Холодный свет неоновых трубок становится для художников еще одним инструментом в создании своих работ, кто-то видит в них символ капитализма и рекламные вывески, а кто-то – контраст, с помощью которого можно показать свои чувства.

Столетнее будущее

В XXI веке громадные диодные табло заменяют неоновые вывески, и может показаться, что изобретение Жоржа Клода, дожив до своего столетия, наконец уходит на пенсию – лишь названия городов-героев будут по ночам подсвечены его светом.

Но когда в моду возвращается любовь к 80-ым, неон занимает еще большие позиции. Более того, неон становится неотделим от еще одного жанра кино – неон-нуара. Фильмы Николоса Рефна, выполненные в этом жанре получают многочисленные награды, а в 2016 году он и вовсе выносит неон в название своего фильма: «Неоновый демон». Изнанка реальности в этом фильме освещена только им – как было и с изнанкой городов в 80-ые.

В том же году номинируется на Оскар фильм «Под покровом ночи», ближайшее будущее в котором освещено красным неоном. Что уж говорить об успешном сериале «Очень странные дела», который вдохновлен эпохой 80-ых. Подросшее поколение Y, кажется, сохраняет и уверенность в футуристичности неоновых огней – мы уже посмотрели ремейк «Бегущего по лезвию», и скоро увидим восьмой эпизод «Звездных войн».

И если кино для неона – покоренная вершина, то совершенно новой становится инстаграм. Достаточно слегка приглушить яркость в настройках камеры айфона, навести фокус на неоновую вывеску, и модная, яркая фотография пополнит ваш аккаунт.

Неон кинематограф

Неон открыли  1898 году английские химики Уильям Рамзай и Морис Траверс, и есть легенда, что название новому элементу дал тринадцатилетний сын Рамзая – Вилли. Он спросил отца, как будет называться этот газ, и заметил, что считает подходящим именем – латинское слово «novum». Уильяму Рамзаю понравилась идея, но он избрал греческий синоним: «neon», что значит – новый.

И словно Брюс Науман, я проведу связь между именем и внешними результатами – спустя сто лет, неон так и не постарел, он все еще новый…