О современной поэзии сейчас говорят меньше, чем о современной музыке или современном кинематографе. Это факт. YS решил разобраться почему. Мы задали семь вопросов трем выдающимся поэтам нашего века. Ника Симонова, Андрей Орловский и Вениамин Борисов поделились своими мыслями, опытом и интересными цитатами.


моя любовь подобна ночному метрополитену,
моя любовь подобна связке сухарей,
моя любовь подобна Питеру Пену,
моя любовь употребляет ямб и хорей,
моя любовь постоянно то смеётся, то плачет,
моя любовь — и сперматозоид, и яйцеклетка…
ты спросишь меня: «что это за чушь собачья?!» —
это современная поэзия, детка.

Арс-Пегас

1НИКА СИМОНОВА

Фото со съёмок видео-поэзии на стихи Ники Симоновой «Море-человек» 2014 год

— поэт и драматург, обладатель Гранта Президента в области художественного слова, победитель поэтического шоу «Бабушка Пушкина» на телеканале «Москва-24».

1.Что такое поэзия XXI века?

В стихах стало много прозы. Это и дух времени, и попытка выйти на диалог с потерявшимся в трёх соснах читателем, и зачастую разрушение стиха как такового. После Бродского ничего принципиально нового пока не было создано. Мы все — его тени и подражатели.

2. Как живется современному поэту?

«У поэтов есть такой обычай —
В круг сойдясь, оплевывать друг друга»
Так справедливо писал Дмитрий Кедрин.
Многие сегодня, как и двадцать и тридцать лет назад, сбиваются в стайки, читают друг другу стихи в кабачках, естественно следуя своему любимому «обычаю»… Но есть и примеры поэтов вышедших из подвала, примеры поэтов-шоуменов, поэтов-счастливчиков, поэтов-живых классиков.

3. Почему в XXI веке поэзия не стоит наравне с музыкой?

Поэзия и прежде не стояла наравне с музыкой, потому что это принципиально другая концентрация эмоций и смыслов. Это голый ничем не прикрытый текст. Оголенный провод под напряжением.

Церемония Закрытия Всемирного Фестиваля молодежи и студентов (2017 год, Сочи, ЛДС «Большой»)

4. В 2013 году Москва 24 написала о том, что «В Москву возвращаются поэтические битвы». Действительно ли они вернулись? Исчезали ли?

В 2013 году мне было это действительно интересно. В Москве и в Питере, да и по всей России часто проходят поэтические слэмы и баттлы. У молодых и не очень авторов есть возможность побалагурить. В 2013 году я была убеждена, что эти битвы становятся модными среди ребят моего возраста, сейчас думаю, что такие вечера, как бы это помягче, на любителя. Часто всевозможные поэтические состязания плохо организованны и продуманны…

Настоящая поэзия — элитарна. Поэтические битвы, в том виде, в котором я их знаю — вряд ли.

5. Перечислите поэтические проекты, в которых вы когда-либо участвовали и расскажите вкратце об их пользе для вас.

«Бабушка Пушкина». В 2012 — это был глоток свежего воздуха. Была попытка представить поэзию вкусно и нескучно.
После было ещё несколько подобных попыток. Сейчас поэтическое движение живет и при поддержке правительства. «Театр поэтов» называется.

Ника Симонова с исполнительницей заглавной роли в пьесе Ники Симоновой «Фрида. Жизнь в цвете» Аделиной Гизатуллиной» Премьера в театре Вахтангова, 2018 год

6. Есть ли у вас собственные проекты или планы на них?

Есть. Но это не планы на новое поэтическое шоу, которым я грезила года три назад. Такое шоу никому не нужно, даже самим поэтам, как показывает практика. Это всегда либо провал, либо пародия, либо профанация.
В планах: работать в разных жанрах, писать для театра и сценических пространств. На этом поле больше вероятности, что тексты будут интересны не только мне и узкому поэтическому кружку, но и широкой аудитории. Свой текст «Фрида, Жизнь в цвете», например, я писала специально для театра Вахтангова. Он включает в себя и драматическую хронику и стихотворные тексты. Сейчас спектакль идет в театре несколько раз в месяц, живет уже совершенно самостоятельной жизнью. И как приятно читать отзывы, знать, что наша «Фрида…» находит своего зрителя! Помимо новых текстов для театра сейчас я работаю над стихами ко двум оригинальным мюзиклам с компанией, создающей грандиозные шоу стадионного масштаба Sechenov.com, которая, кстати, в прошедшем 2017 году сделала красивый и смелый поэтический жест. Выпустила поэтов читать на стадионе. Это было на церемонии закрытия Всемирного Фестиваля молодежи и студентов. В 1985 году, когда Всемирный Фестиваль проводился в СССР, на стадионе к тысячам иностранных гостей обращались Рождественский, Евтушенко, Окуджава, были приглашены Хини и Дилан… А в 2017 — стихи читали я, Веня Борисов, Артем Новиченков… Опыт, который я никогда не забуду. Больше 10 тысяч зрителей. Ты. И твой текст. Удивительно, но со сцены стадион казался таким маленьким, почти камерным…

7. Что вы думаете о рэпе? Можно ли сказать, что он заменил поэзию современному поколению?

Есть качественная рэпчина и крутые хлесткие речитативы. Noize MC, к примеру. Появляются новые ребята вроде Монеточки. То, что они делают, тоже довольно качественно и уверенно, правда, к поэзии не имеет отношения.

2АНДРЕЙ ОРЛОВСКИЙ

Фотограф: Мария Ротань

— писатель, поэт, журналист. Создатель и главный редактор проекта «Живые поэты».

1.Что такое поэзия XXI века?

Поэзия в XXI веке ничем не отличается по своей природе и сути от поэзии в веке 20-м или 19-м. Если общество – это какое-то здание, то поэт – это флюгер на этом здании, это такая маленькая деталь, то есть в принципе, без нее можно обойтись, но на самом деле, в развитом обществе функция такого эстетического флюгера необходима. Поэт находится в авангарде своего поколения, он решает вопросы своего поколения, по поэту общество может чувствовать изменения, чувствовать диспозицию в культурном ландшафте. Я думаю, что так было всегда и так, в принципе, и будет. Сейчас еще один образ пришел. Я думаю, что поэзия в XXI веке, что и в XX, что и всегда, — представьте некий старый корабль, который идет под парусами, и вот у него на самом носу сидит мальчишка с биноклем. Это поэзия.

2. Как живется современному поэту?

Поэт поэту рознь. Это абсолютно разные люди, которые занимаются абсолютно разными делами. Кто-то свой талант успешно монетизировал, кто-то совсем ничего не добился на этом поприще и работает работником на работе. И это единственный способ жизни для кого-то, для кого-то развлечение. И я не могу каким-то образом обобщить и вывести портрет среднестатистического поэта.

Когда мне было 15 лет, я ушел из дома. И на протяжении 10-ти лет переезжал из города в город. Я жил в разных местах СНГ и менял работы, круги общения, и постоянными оставались только стихи. У меня было 8 концертных туров, последний из которых в защиту книжки «#cпички. дорога домой» включал в себя 42 города 3-х стран. И я хочу сказать, что для меня это был и физически, и морально очень тяжелый процесс, когда жизнь проходит в дороге. Я знаю ребят, которые успешно зарабатывали деньги, большинство из них погорело, они выстрелили на некоторое время, на несколько лет. Например, Дима Олейник, Дима Птицами появлялись на несколько лет, собирали большие залы. Когда я говорю большой зал – 500 человек плюс. У меня никогда не было армии фанатов, но у меня были надежные друзья. 100 человек на всех концертах я видел регулярно в разных регионах. Этого не хватало для того, чтобы сводить концы с концами, именно тогда возникла фраза о том, что «литература не та женщина, с которой получится быть альфонсом».

3. Почему в XXI веке поэзия не стоит наравне с музыкой?

С тех пор я проделал довольно большую работу по формированию. Когда я стал анализировать, почему некоторые люди не могут зарабатывать поэзией, я пришел к одному странному выводу: У НИХ НЕТ СРЕДЫ. Соответствующей среды. Зрителей, которые их уважают, культуры потребления. Давайте назовем это жестоким маркетинговым словом. Есть культура потребления музыки, человек понимает, что такое взять, зайти на сайт какой-нибудь RedKassa или Ponominalu, купить билет, прийти на концерт. Культуры потребления поэзии нет. Нет среды, нет индустрии. Поэтому последние несколько лет вопрос выживания передо мной не стоял, потому что я постоянно работал на нескольких работах, занимаясь формированием такой среды. Речь идет о проекте «Живые поэты».

Фестиваль #вЖЫвую, май 2018

4. В 2013 году Москва 24 написала о том, что «В Москву возвращаются поэтические битвы». Действительно ли они вернулись? Исчезали ли?

На моих концертах я видел, как сменились 3 поколения слушателей. Я наблюдал процессы, происходящие в СМИ на протяжении 10 лет. И рано или поздно какое-то СМИ заявляет какую-то дичь: что, например, поэзия умерла или, наоборот, ожила. На самом деле, это волнообразный процесс. Интерес появляется, угасает, меняет форму. В какой-то момент всем было круто ходить на квартирники, в какой-то – все стали читать на улицах. Разные форматы – поэтические слэмы, батлы. То есть, идет такая синусоида. Но я искренне надеюсь, что тот процесс, который мы активируем сейчас «Живыми поэтами», положит начало долгому и продолжительному процессу роста. Когда только вверх. И никаких проседаний больше не будет.

А по поводу самого формата – наверное, надо сказать такие слова: поэзия – совсем не состязательная штука. Вообще говоря, искусство не подразумевает под собой соревнования. У участника проекта «Живые поэты», моего друга, моего учителя, Лехи Никонова, есть очень крутая строчка: «За подкладкой реальности прячется что-то. Смысл поэзии вычислить, что». Настоящий поэт всего лишь старается прорваться за пределы реальности. Он сидит на корме корабля, на котором плывет его поколение, и пока все остальные моют палубу, он высматривает вдалеке контуры чего-то, чего еще никто не знает. И поэтому любое состязание в этом деле довольно бесполезное.

5. Перечислите поэтические проекты, в которых вы когда-либо участвовали и расскажите вкратце об их пользе для вас.

Небольшой затакт. Любой поэтический проект – вообще не про поэзию. Потому что поэт по определению – индивидуалист. Этот мальчишка с биноклем не может сидеть с другим мальчишкой, они обязательно будут драться. Бродский писал о том, что смысл существования поэта лежит в обратной от массовости стороне. Поэтому поэтические проекты – это всегда про что-то, но не про поэзию. Это может быть про деньги, про тусовку, про рекламу, про отмывание бабок. «Живые поэты» – это проект про людей. Потому что, как я вам уже говорил, на моих глазах очень многие талантливые люди в какой-то момент перестали заниматься творчеством, потому что не знали, что делать с этим талантом. Для того, чтобы этим людям помогать, существует проект «Живые поэты». Он побросал меня по разным точкам этого поэтического глобуса. И я был одним из организаторов поэтического проекта «Бабушка Пушкина» – 2011-12, я выступал на проекте «Чтецы». Я выступал на вечерах проекта «Литпон» Арсения Молчанова, который сейчас закрыт. Я могу еще много перебирать названий, но не вижу смысла. Многие разные проекты сделали аматоры (с украинск. – любители), которые не имели ни соответствующих знаний, ни образования, всего того, чем я горжусь в «Живых поэтах».

Фотограф: Мария Ротань

6. Есть ли у вас собственные проекты или планы на них?

У «Живых поэтов» есть планы на целый год вперед. В сентябре у нас день рождения и открытие сайта, в октябре — большой спецпроект, который называется «ЖЫ анкета», в ноябре мы открываем школу, в декабре у нас выпускается видеопроект на ютубе, в январе выходит новая книжка и так далее. Если говорить конкретно о школе, я не вижу сейчас в окружающем пространстве — ни в Москве, ни в других городах — человека, которого я искал все путешествие. Человека, который бы объяснил, что делать вообще. Как себя вести, как разговаривать с журналистами, где их вообще брать, выкладывать свое творчество в интернет или нет, если выкладывать, то куда, как продвигать свои крупные релизы, как читать на сцене, не жуя мочалку. То есть, какие-то простые прикладные вопросы.

А по поводу меня лично, я наконец вырвался из «Живых поэтов», готовлю к выпуску свою книгу, открываю новый интернет-проект под названием «Репортаж изнутри». Он рассчитан на 4 года, в его рамках выйдет 5 книг, там очень много всего интересного. То есть, я наконец вернулся к своему творчеству, скажем так.

7. Что вы думаете о рэпе? Можно ли сказать, что он заменил поэзию современному поколению?

Когда я пытался кому-то описать, чем занимаются «Живые поэты», у меня получилось очень точное определение. Поэзия, действительно, нужна. Обратите внимание, какой в конце 90-х был взрыв в искусстве. Большинство групп, которые сейчас являются хедлайнерами всех до одного фестивалей: Сплин, Земфира, кто угодно. Они все появились в конце 90-х. И это все понятно, потому что люди после долгого периода перекрытого кислорода захотели дышать. А когда люди хотят дышать, они ждут живого слова. В «живое слово» я вкладываю два значения. Во-первых, это слово, обладающее внутренней энергией, силой. Во-вторых, глубиной, содержанием. И так получилось, что сейчас вот эти два фактора, над которыми надо работать одновременно, как будто бы расколоты. За энергию отвечает баттл-рэп. Он поверхностный, он иногда откровенно глупый, но там много ярости, много сленга, много всего того живого, что есть в речи. За глубину отвечают сейчас всякие союзы писателей, в которых сидят дотошные чуваки, стихи которых нельзя читать без толкового словаря. И таким образом, если в этой системе координат у «Живых поэтов» есть задача, то мы пытаемся эти два полюса совместить в одну точку. Мы идем где-то между ними. Рэп – это очередная форма языка, не думаю, что последняя. Повлияла ли она на поэзию? Думаю, безусловно. Набоков писал о том, что мировая культура есть система кровообращения. Все культурные процессы друг с другом соприкасаются. Есть такая поэтесса Яшка Казанова, автор многих текстов группы «Ночные Снайперы», довольно известная, в прошлом самый популярный писатель сайта Стихи.ру. И знаете, кто у нее в любимых поэтах? Хаски. Все культурные пространства давным-давно сплелись в один клубок. Разделять все еще не стоит. Конечно, рэп влияет на поэзию, поэзия на рэп, и музыка, и кино – все это вместе, где-то рядом находится.

3ВЕНИАМИН БОРИСОВ

Фотограф: Галина Хлебоказова, фото с презентации сборника Вениамина Борисова «Сокращая расставание»

— поэт, автор текстов песен, драматург, редактор многих телевизионных программ. Автор трёх сборников стихотворений и аудиоальбома стихотворений. Автор пьесы «Почему бы нет?!» и музыкальной адаптации гоголевского «Ревизора».

1.Что такое поэзия XXI века?

Это поэзия XXI века, ответы на вопросы сообразно сегодняшнему дню, это такая же поэзия, как и поэзия XX века, и XIX.

2. Как живется современному поэту?

Лично мне — хорошо. Но я занимаюсь разными вещами: театром, телевидением, шоу. А вообще сегодня поэту сложно, мало востребованности и общественного признания статуса. Но можно самому раскручивать себя, что у многих хорошо получается.

3. Почему в XXI веке поэзия не стоит наравне с музыкой?

Потому что настало время танцевальной музыки и полного отсутствия мелодии, сократились пространство и время для текста. Под поэзию не потанцуешь и не расслабишься.

4. В 2013 году Москва 24 написала о том, что «В Москву возвращаются поэтические битвы». Действительно ли они вернулись? Исчезали ли?
Я толком никогда в них не участвовал, только в двух сезонах проекта «Бабушка Пушкина». Поэтому не скажу вам точно.

5. Перечислите поэтические проекты, в которых вы когда-либо участвовали и расскажите вкратце об их пользе для вас.
Шоу «Бабушка Пушкина», ежегодные «Литпоны» у Арса-Пегаса, собственные концерты-презентации книг, запись альбома стихов под музыку «Переходя на синюю ветку», съёмки собственных клипов, а так же многочисленные мероприятия от «Московского Театра Поэтов», резидентом которого я являюсь и играю в спектакле «Площадь революции,17».

Фотограф: Иван Филимонов

6. Есть ли у вас собственные проекты или планы на них?
Продолжаю записывать аудио и снимать клипы, новая книга вышла в апреле в издательстве «Рипол классик». Хочется новых спектаклей и проектов. Я работаю редактором и сценаристом нескольких телеканалов, там тоже хочется развития.

7. Что вы думаете о рэпе? Можно ли сказать, что он заменил поэзию современному поколению?
Рэп я перестал слушать года в 23, и мне кажется — это самое время, чтобы становиться музыкально взрослее. Рэп — это не поэзия и не ее замена. Не надо подменять понятия. Общественное мнение, что современная поэзия называется «рэп» — это большая ошибка.

Добавить комментарий