Фотограф Давид Френкель: «Даже в условиях, когда какие-то темы замалчиваются или игнорируются, находятся способы пробить информационную блокаду»

50
Давид Френкель

Сегодня мы хотим рассказать вам о человеке, который на протяжении многих лет фотографирует различные акции и протесты молодых активистов в России, не боящихся открыто высказывать свою позицию. Это фотограф Давид Френкель.

Напомним, что не так давно мы публиковали материал о клоунах-милитаристах, устроивших протестный пикет в рамках акции арт-группы {родина} «Марш «Никакого насилия». Информация о данном событии распространилась в сети как раз благодаря фотографиям Давида (как впрочем и другие подобные акции).

Это мероприятие, как и десятки других, Давид запечатлел на свой фотоаппарат, и именно его атмосферные работы произвели неизгладимое впечатление на миллионов пользователей сети Интернет. Они получили распространение и благодаря крупнейшим российским СМИ, которые использовали его фотографии в своих новостных заметках.


YS: Как вы относитесь к подобного рода акциям?

Давид Френкель: «Я очень хорошо отношусь, независимо от того, поддерживаю ли я идею акции или нет. Ну, если только это не какое-то людоедство или мракобесие. Проблема в том, что публичной политики в стране практически нет, а в Петербурге тем более. Поэтому любые такие акции показывают, что есть люди небезразличные, что в обществе есть запрос на критическое отношение к тем или иным вопросам. Что даже в условиях, когда какие-то темы замалчиваются или игнорируются, находятся способы пробить информационную блокаду.

Как для фотографа для меня важна визуальная составляющая: есть акции, которые невозможно снять, «неснимабельные», даже если идея их остроумная, а есть очень яркие, привлекающие внимание. В этом плане акции «Клоунского государства» очень удачные — сочные цвета, остроумные плакаты. Да и выбор места — не людная Малая Садовая или Невский проспект, а места символичные, да, еще хорошо вписывающиеся в картинку, создающие композицию. Такие акции и лучше воспринимаются аудиторией, вызывают резонанс, «расходятся» по соцсетям, что и есть цель как активистов, так и журналистов».

YS: То есть для вас такие акции — искусство? Или вы пытаетесь совместить хорошую визуальную составляющую с общественным резонансом?

Давид Френкель: «Во многом да, форма искусства. Некоторые работы той же группы {родина} самое настоящее искусство. Я бы не сказал, что совместить, скорее увидеть в общественно значимом событии визуальную составляющую. И передать ее зрителям, читателям в максимально эстетичной форме».

YS: С какими группами, помимо {родины}, вы работаете? Есть ли у вас свои проекты?

Давид Френкель: «Я бы не сказал, что я с какими-то группами работаю, работаю я с изданиями, которые об этом пишут. Я стараюсь освещать деятельность по возможности максимально широкого круга активистов: это и оппозиционные политические движения, вроде движения «Весна» или «Открытой России», это феминистки, ЛГБТ-активисты, левые, зеленые, различные группы, борющиеся за трудовые права, например, дальнобойщики и многие другие.

Вот, например, у обманутых дольщиков бывают очень интересные акции, но, к сожалению, никак не удается на них попасть, не зовут. А бывает, что просто один человек пишет: «Я хочу что-то провести, приходите». В целом, все те, кто не имеют возможности высказаться. Но я не только акции снимаю, стараюсь не пропускать все значимые политические городские события, будь то протестные митинги или крестные ходы. Свои проекты — есть какие-то темы, которые много лет снимаются, но пока никак не сформируются в законченное высказывание. Не только на политические темы».

YS: Вы всегда занимались общественными движениями или снимали что-то далекое от этого?

Давид Френкель: «Я всегда снимал репортажи, помимо общественно-политических много снимал и иногда все еще снимаю события из культурной жизни еврейской общины города. Иногда зовут на какие-то концерты, праздники. Но душа лежит к тому, что вызывает наибольший общественный интерес. И тому, что выпадает из официальной медийной повестки».

YS: Чувствуете ли вы свой вклад в формирование и развитие протестного движения?

Давид Френкель: «Мне хочется верить, что мне удалось помочь высказаться многим из протестного движения, донести их позицию до более широкой аудитории. А так чтобы прямо личный вклад… Многие стали больше ориентироваться в своих акциях на то, как это будет выглядеть на фотографиях. Во многом это результат внимания со стороны фотографов и журналистов, включая мое, но во многом и просто следствие распространения соцсетей — на улице акцию увидят десятки, а в интернете тысячи».

YS: Какие свои снимки вы считаете лучшими и почему?

«Мой любимый снимок:

Давид Френкель: Это 2 августа 2015 года, акция ЛГБТ активистов на Дворцовой площади в день ВДВ. Тогда несколько человек вышло с радужными флагами, но их быстро задержала полиция. Почему я люблю этот снимок — во-первых, он очень красочный, необычный свет, вместо активистов их силуэты через флаг. Но главное тут, мне кажется, что получилось поймать сразу несколько сторон: не только активистов, но и ощерившиеся на них камеры журналистов, конфликт между ними, какое-то даже противоборство. Кто-то сощурился, кто-то смеется, а активистка как будто сдается им, раскинув руки.

Ну, и, наверно, мне хочется думать, что мне удалось сделать то, что не всегда удается: взглянут с другой стороны, чем все. Может быть с их стороны ракурс был лучше, но он бы рассказывал совсем другую историю.

А это любимый снимок этого года — с митинга сторонников Алексея Навального на Марсовом поле 12 июня. 

Тут очень удачно сложилась композиция, да еще надпись на мемориале как будто иронизирует над происходящим. Хотя я сначала даже не обратил на нее внимание, отправлял в редакцию прямо во время задержаний и просто помнил, что вроде бы удачная композиция была, отправил почти не глядя, уже редакторы заметили надпись и выделили этот снимок из остальных. В цветной фотографии сложность, что цвета часто отвлекают, забивают сюжет, ритмы, а тут оттенки зеленого, на мой взгляд, очень удачно получились».