Раймонд Петтибон: «Я бы занимался чем угодно – но не коммерческим искусством»

9
Раймонд Петтибон

В прошлом месяце в Музее современного искусства «Гараж» открылась первая в России персональная выставка Раймонда Петтибона – одной из наиболее значимых фигур американской художественной сцены, стоящей в одном ряду с Майком Келли, Полом Маккарти и Барброй Крюгер. Выставка «Облако ложного прочтения» не только знакомит российского зрителя с известным художником, но и позволяет ему проследить путь становления Петтибона как нового культурного феномена, а давним поклонникам – ещё раз окунуться в ироничный мир работ американца.

Раймонд Петтибон – один из тех художников, чьи работы нужно изучать пристально и размеренно, в стенах музеев и выставочных залов. Стерильная белизна арт-пространств позволяет вдумчиво разглядеть каждый штрих, проследить его движение, соотнести с меткой, неряшливо вставленной автором в рисунок фразой, пронаблюдать синтез всех элементов.

Поэтому идеальным местом живого знакомства с Петтибоном для поклонников современного искусства может стать именно «Гараж» – здесь царит тишина (изредка нарушаемая разве что шепотом вездесущих хипстеров), залы просторны и пропитаны духом созерцания. Здесь художник может развернуться и впустить зрителя в мир своих неоднозначных работ.


Биография и творческий путь


Раймонд Петтибон

Раймонд Петтибон, с его жёсткими рисунками и едкими подписями к ним, сегодня воспринимается как непримиримый бунтарь, воплощение духа панка на бумаге. Сложно поверить, что в юности Петтибон и не планировал посвящать себя искусству – он получил степень по экономике и проработал некоторое время учителем математики в старшей школе.

 

 

Black Flag

Поворотным для него стал 1977 год, когда старший брат Раймонда, Грег Гинн, основал панк-рок группу Black Flag, впоследствии оказавшую огромное влияние на несколько поколений молодёжи. Изначально Раймонду была отведена роль бас-гитариста, а группа называлась Panic, однако название пришлось сменить – его на тот момент уже позаимствовала какая-то команда. Тогда Петтибон и предложил назвать коллектив Black Flag, заодно разработав и его логотип – известную чёрно-белую композицию из четырёх вертикальных полос, нарочито дерзкую в своей простоте, кричаще минималистичную, навсегда запомнившуюся бунтарям нескольких поколений. Тогда же Раймонд взял псевдоним, сменив фамилию Гинн. Петтибон – от французского petit bon ( пер. славный малый ).

Примерно в то же время Грег Гинн основал лейбл SST, и с тех пор Петтибон стал его нештатным художником. Тогда Раймонд и взглянул на рисование по-новому: он начал придумывать концертные флаеры и листовки, самостоятельно создавал и множил плакаты для группы Black Flag, после чего музыканты расклеивали и распространяли их среди поклонников. Более серьезную и ответственную работу в качестве «музыкального» художника Раймонд начал тогда же, придумывая обложки для семидюймовок и синглов Black Flag (самый яркий пример — сингл Nervous Breakdown).

Раймонд Петтибон Black Flag
Петтибон в то время — прямое воплощение основополагающего для панков принципа DIY. Наверное, за такую преданность панковому духу рисунки американца и завоевали популярность в музыкальных кругах.

Позже художник работал со множеством других исполнителей, придумал обложки многих известных музыкальных альбомов. Пожалуй, самая  известная из них — обложка полноформатного альбома Goo, группы Sonic Youth.


 


Известность пришла к Петтибону после участия в неоднозначной выставке Helter Skelter в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1992 году. В 1995 состоялась его первая персональная выставка, а в 2004 Петтибон получил награду Whitney Biennial Bucksbaum Award, присуждаемую каждые два года одному из участников Биеннале Уитни (Whitney Biennial). Тогда о Петтибоне заговорил весь мир.

Помимо работы на бумаге Петтибон также пробует себя в видео-арте: на его счету несколько интересных видео-инсталляций, экспериментов с анимацией, коротких фильмов по собственным сценариям. Американец даже приложил руку к клипмейкерству: его работы послужили оформлением для видео на песню Monarchy of Roses группы Red Hot Chili Peppers.

Сегодня работы художника можно найти в таких уважаемых музеях, как Museum of Modern Art in New York, Museum of Contemporary Art in Los Angeles, San Francisco Museum of Modern Art. Его работы были показаны на The Renaissance Society в Чикагском университете, в Philadelphia Museum of Art, в Whitney Museum of American Art.

Раймонд Петтибон


 Стиль и тематика


Работы Петтибона – одни из самых узнаваемых в современном художественном мире. Рисунки в основном выполнены на бумаге с помощью чернил, обычно в одном цвете – чёрном. Иногда художник добавляет цвета с помощью карандашей или акварели.Петтибон всегда включает в свои работы два элемента – непосредственно рисунок и небольшой текст или ёмкую подпись. Техника рисования образов в большой степени напоминает комиксы или мультипликацию, что вероятно, вдохновлено спецификой времени: Раймонд взял один из аспектов поп-культуры и взглянул на него по-своему – саркастично и немного жестоко.

Кроме того, подписи, находящиеся нередко внутри самого рисунка, отсылают к бабблам – пузырям с фразами персонажей в комиксах (впрочем, у Петтибона они никак не выделены – иногда непонятно, авторская ли перед нами речь или фраза героя изображения). Персонажей для рисунков художник зачастую заимствует в поп-культуре.Раймонд ПеттибонТекст в работах Петтибона занимает особое место. Художник постоянно обращается к произведениям мировой литературы, целыми строчками черпая оттуда идеи и внося их в изобразительный контекст на бумаге. Среди главных источников вдохновения РаймондаБиблия, Марсель Пруст, Эмили Дикинсон, Томас Браун, Джон Рёскин. В целом, можно говорить, что искусство Петтибона – доведённый до иронии стык поп-культуры, литературы и суровых реалий.Как позже признавался сам Петтибон, его работы не были в прямом смысле вдохновлены панк-сценой своего времени, хотя его всегда с ней связывают. Несмотря на прямое участие в жизни панк-сообщества, Раймонд всегда рисовал для себя, лишь предлагая свои работы музыкантам для использования. Петтибон хотел объединить изображение с текстом, отразив в нём те реалии, тех людей, которые его окружали, преломив их сквозь собственное восприятие. Наверное, именно эта новизна взгляда и заинтересовала панков – и продолжает интересовать молодое поколение сейчас.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here