М. Найт Шьямалан: “Сплит” как путь наверх”

16 марта в отечественный прокат вышел “Сплит” – мистический триллер, снятый М. Найтом Шьямаланом. Кратко вспоминаем творческий путь создателя “Шестого чувства”, где найдется место и взлетам и падениям, а так же рассказываем, почему новая работа способна реабилитировать режиссера в кинобизнесе и в глазах зрителей.

89
просмотры

История карьеры режиссера картины

Карьеру американского режиссера индийского происхождения Маноджа Нелльятту Шьямалана, более известного как М. Найт Шьямалан, можно сравнить не иначе как с восставшим из пепла фениксом. Окончив киношколу при Нью-Йоркском университете в 1992 году, свое творчество Манодж начинает с неоднозначного дебюта “Яростная молитва”. Затем, спустя 6 лет, выходит его семейная драма “Пробуждение”, которой Найт впервые покоряет Голливуд.

Далее происходит настоящее чудо – через год после “Пробуждения” на экраны выходит первый большой проект режиссера под названием “Шестое чувство”. Данная лента с бюджетом в 40 миллионов долларов (плюс 35 миллионов ушло в маркетинг) не только смогла завоевать бешеную славу, заставив говорить о его создателе, она стала одной из немногих картин в жанре мистического триллера, номинированной одновременно на 6 “Оскаров”, включая лучший фильм и сценарий. Удивительная история о Коуле (девятилетнем герое фильма), видящем мертвецов и психиатре Малкольме Кроу, пытавшемся помочь мальчику, заработала свыше 600 миллионов долларов, без учета выхода на видеокассеты (картина оставалась очень востребованной несколько лет подряд, а спустя год фильму вовсе присвоили культовый статус).

Тогда о Шьямалане заговорили по-настоящему, пророча статус великого режиссера. Вышедшие “Неуязвимый” (в 2000-м), “Знаки” (два года спустя) и “Таинственный лес” (в 2004 – м) показали блестящий результат, окупаясь более чем в два раза (“Таинственный лес” удостоился номинаций на “Оскар” за лучший саундтрек). Но с 2006 – го года на режиссера обрушилась череда неудач, начавшаяся с провала сказки “Девушки из воды”, за которую Найт получает сразу 2 антинаграды “Золотая малина” (“Худший режиссер” и “Худшая мужская роль второго плана”). Вышедшее два года спустя “Явление” с Марком Уолбергом в ролях, хоть и смогло окупить свой бюджет в несколько раз, однако номинации “Золотой малины” не избежало (очевидно, прошлый провал серьезно подмочил репутацию постановщика).

“Вот теперь Манодж точно вернет славу” – примерно так говорили фанаты режиссера, когда тот объявил о следующем проекте, экранизации мультфильма “Аватар: Легенда об Аанге”. Правда, как оказалось в 2010 – м году, когда лента вышла в прокат, именно “Аватар” стал тем айсбергом, с которым столкнулся “Титаник” Шьямалана. Картина стала приятным лакомством для критиков всех сортов, уничтоживших ее как только можно, в довесок ко всему стала обладателем сразу пяти “Золотых малин”, включая “Худший фильм”, “Худший режиссер” и “Худший сценарий”.

Заканчивается кошмарная полоса очередным крахом под названием “После нашей эры”, собравшим слабые сборы и снова негодующие выкрики зрителей. Стоило учесть, Найт в данной работе не принимал 100 % участия (хотя, как ни странно, только режиссер стал козлом отпущения), большую часть всего процесса взял на себя Уилл Смит, залезший на пост продюсера, сценариста, взяв одну из главных ролей ( вторую взял на себя сын Уилла — Джейден Смит). Можно со всем успехом заверить, что Смит с легкостью бы снял фильм сам, (правда снимать кино не умеет), пришлось звать на помощь опытного мастера. Впрочем, с провалом “После нашей эры” на семейство Смитов злились не так сильно, как на Шьямалана, окончательно погрязшего в пучине провалов. Тогда уже никто не помнил об успехе “Шестого чувства”, студии вычеркивали фамилию постановщика из списков кандидатур на успешные проекты (так, к примеру, Манодж должен был писать сценарий и приступать к съемкам фильма “Жизнь Пи”, доставшегося в конечном итоге Энгу Ли).

Слабая реанимация, показ признаков жизни, начинается спустя два года, с выходом пилота сериала “Сосны”, и благодаря продюсеру Джейсону Блуму, давшему автору полную свободу в работе над “Визитом”. Как результат – “Визит” заполняет залы кинотеатров почти битком и с бюджетом в 5 миллионов долларов едва не доходит до 100 – миллионной планки, (а это только с кинотеатров). Сотрудничество с “Blum House” на том не закончилось: поняв, что Найт вернулся в собственный мир мистических фантазий, в свою стихию, начинается работа над триллером “Сплит”, выпущенным почти через год после “Визита”.

Пришедшие критики едва ли ожидали положительной реакции, однако “Сплит” поразил всех, и критиков, и зрителей, заработав в свой первый уик-энд сразу 40 миллионов долларов! Когда же европейская волна начала идти на спад “Сплит” с Джеймсом МакЭвоем в главной роли добирается до российских кинотеатров. О том, почему Шьямалан заслуживает аплодисментов за новую ленту – далее в описании сюжета.

Сюжет

Средь бела дня три девушки – Кейси, Марша и Клэр – оказываются похищены странным человеком, который их усыпляет. Придя в сознание, они оказываются в закрытом помещении, специально оборудованном для того, что бы никто из новых гостей не смог сбежать. Оказывается, у похитителя редкое расстройство личности, в котором вмещаются целых 23 личности – от 9-летнего мальчика по имени Хедвик до новой, 24-й личности, называемой себя Зверь. Именно для придания в жертву Зверю девушки были похищены. Время бежит, скоро Зверь явит себя миру, а пленницам необходимо выбраться из комнаты, ради спасения собственных жизней…

сплит режиссер

 

Режиссура и сценарий

По обоим составляющим здесь все понятно, М. Найт Шьямалан всегда остается верным себе — снимает и пишет сценарий он сам. Что сказать, не зря Найт вернулся к жанру мистического триллера, ведь именно данный жанр вывел его в люди. Он, как постановщик знает как снять качественно и атмосферно, при этом не залезая в большой бюджет (бюджет работы оценивается в 9 миллионов долларов). И в “Сплите”, это успешно демонстрирует, выбирая, во – первых, замкнутое пространство (почти весь фильм зритель будет находиться в границах клаустрофобного триллера, выходя “наружу” лишь пару раз, дабы полностью проникнуться сюжетными линиями), и, во – вторых, снимая все в темных, тусклых тонах, не позволяющих расслабиться (кто – кто, а Шьямалан может испугать тогда, когда того вовсе не ожидаешь).

Итого картина получилась мрачной, жуткой, наполненной постоянным саспенсом, тревогой и неожиданностью. Неожиданность – это, пожалуй, один из главных коньков в сценарии, на пару с оригинальностью. Как и в прошлых работах, сценарист, помимо основной сюжетной линии, добавляет сюда пищу для ума и размышлений, несущих определенную мораль (так, “Шестое чувство” может заставить некоторых вновь верить в потустороннее, “Таинственный лес” несет важную мораль в виде важности запретов старейшин, которые лучше не нарушать,  а “Явление” во всю трубит заботиться об окружающей среде, иначе последствия будут серьезными).

В данном же творчестве, как может показаться, мораль поразительно схожа с вышедшим 17 лет назад “Неуязвимом”, говорящем о том, как много в мире необъяснимых феноменов, о которых мы даже не догадываемся. Конечно же, как многие уже посмотревшие фильм, могут догадаться, связка “Сплита” с “Неуязвимым” не случайна (достаточно поставить постер первого слева, второго справа и увидеть наглядный результат), напротив, Шьямалан позиционировал его как продолжение, и с выходом уже планировал целую трилогию.

Если копать глубже, то можно узнать – Кевин обязан был стать злодеем в первом фильме, однако не сошлось, возможно, по причине важности, необычности и серьезности в разработке персонажа. Спустя столько лет, феномен множественного расстройства личности был лучше изучен и уже здесь он объясняется более реалистично с научной точки зрения; не трудно догадаться, сценарист работал не один год над реализацией. Помимо постера, разламывающего Кевина на осколки, очередной отсылкой к его состоянию говорит фамилия – Крамб (в оригиналом названии слово переводится как обрывок, крупица).

Особый акцент сделан только на Кевина и его расстройство. Из всех 24 личностей мы сможем увидеть далеко не всех, потому в герое выделяется только четыре личности, так же не случайных – Деннис, Патриция, Барри и Хэдвиг. Каждая личность символизирует определенный мотив и возраст. К примеру, Деннис одержим чистотой (больше похоже на детскую травму), Патриция символизирует мать Кевина, с которой, вполне возможно, он не готов расстаться, Барри олицетворяет талант, способность творить удивительные вещи (находясь в теле Кевина у него получаются великолепные эскизы), ну а Хедвиг, тот самый 9 – летний мальчик, любящий танцевать под Канье Уэста, очень похож на самого Кевина в детстве. Сущность Зверя остается одной из главных интриг, наряду с тем, сумеют ли пленницы сбежать от страдающего множественным расстройством личности человека.

Аккуратно сценарист подошел к главным героиням. Да, во многом придумывать не приходится, достаточно показать состояние шока, испуга, страха, желания выбраться из незнакомого места. Но если жизнерадостные Марша или Клер почти ничего из себя не представляют, то в Кейси, замкнутую, закрытую от общества девушку, Шьямалан добавляет изюминку в виде флэшфорвардов, переносящих героиню в прошлое (оно окажется важным фактором, влияющим на развитие событий).

сплит режиссер

Не малую роль играет еще один персонаж, доктор Флетчер, пытающаяся показать Кевина миру. Добавлен персонаж не случайно, пока Кейси, Марша и Клэр будут пытаться выбраться (некая составляющая триллера), доктор Флетчер показана как преподаватель, разъясняющей зрителям о феномене личности с точки зрения науки. Подобная цель служит для укрепления сюжетной линии, а так же подтверждает одну из основных моралей самой картины. Одним словом, за 15 лет Манодж, который не скрывает, что работа над “Сплитом” стала самой трудной в его карьере, смог сделать великолепный сценарий, проработав саму историю, сюжетные ходы, мораль, и героев с такой страстью, что немудрено, почему конечный результат получился таким воодушевляющим. Отличная работа!

Операторская работа и работа композитора

Оператором фильма выступил Майк Гиулакис, чья слава пришла с выходом ужастика “Оно” Дэвида Роберта Митчелла. Оператора выбрали не продюсеры, а сам режиссер, будучи удивленный необычайным талантом Майкла. Оператор, в свою очередь, не подвел поручителя, продемонстрировав спокойную, неспешную работу на протяжении почти всего фильма, и смог показать динамичную концовку. Похожей работы Гиулакис придерживался и на съемках “Оно”, где важен был не темп, а нарастание атмосферы страха, напряжения.

“Сплит” наполнен подобной атмосферой, находясь всегда во мраке. В том самом мраке, откуда запросто может выйти нечто ужасающее — как в сцене со Зверем, ни оператор, ни режиссер не показывают 24-ю личность сразу после перерождения, оба заставляют почувствовать нарастающую, неизбежную тревогу.

Композитора Шьямалану снова доверили выбрать самому, им стал вовсе не Джеймс Ньютон Ховард, писавший музыку для всех фильмов автора, начиная с “Шестого чувства”, а Уэст Дилан Тордсон. Композитор прислушивается к словам режиссера, делая музыку монотонной, тягучей, тем самым еще больше нагнетая атмосферу и происходящее на экране. Словом, и оператор, и композитор успешно справились с поставленными задачами, показав отличную работу.

Актерский состав

Первоначальным выбором на роль Кевина был Хоакин Феникс, с которым у Найта сложились хорошие дружеские отношения ( актер дважды входил в состав фильмов Шьямалана, начав со “Знаков” и продолжив в “Таинственном лесу”). Однако Хоакин Феникс отказался, сославшись на тяжелую роль. В итоге, главную роль взял британец  Джеймс МакЭвой, блестяще исполнив такую тяжелую, почти невозможную роль. Игре Джеймса по-настоящему веришь, причем во всем амплуа — находится ли он в образе радостного Хедвига или помешанного на чистоте Денниса, креативного Барри или грациозной Патриции. МакЭвой удивляет, хотя нет, он завораживает своей игрой, бросая всем актерам на планете попробовать изобразить то же самое (уверен, большая часть или проиграет или не станет отвечать на такой сильный вызов). Действительно, подобную роль сыграет вовсе не каждый (ладно одну, ладно две, но сразу пять)! Такого актера стоит поискать (однажды ходил слух об экранизации истории Билли Миллигана, с которым неразлучно связывают “Сплит”, пожелаем удачи тому, кто возьмется за главную роль).

сплит режиссер
Аня Тейлор-Джой, М. Найт Шьямалан и Джеймс Макэвой на премьере фильма

Не стоит (это тяжело) забывать и о других, более юных актрисах, принявших участие в работе над фильмом. Роли девушек – пленниц на себя взяли Хейли Лу Ричардсон (Клэр), Джессика Сула (Марша) и Аня Тейлор-Джой (Кейси), уверенно набирающая обороты в карьере благодаря обласканной критиками “Ведьме” Роберта Эггерса. Троица отлично вписывается в кадр, играет хорошо, натурально, уверенно справляясь в непростых сценах. Роль Кейси, сыгранной Тейлор – Джой, будет куда сильнее (экранного времени у нее чуть больше), потому только она едва ли сможет составить конкуренцию прекрасному МакЭвою, спокойно перетаскивая одеяло успеха на себя. Хорошо вошла в роль доктора Флетчер Бетти Бакли, уже игравшая у режиссера в “Явлении”. Эпизодическим появлением отметился Брюс Уиллис и сам М. Найт Шьямалан, привыкший появляться в собственных работах (как лично, так и в виде голоса). На этот раз постановщик сыграл консьержа в доме доктора Флетчер.

Итого

“Сплит” – это доказательство того, что родная стихия М.Найт. Шьямалана не многомиллионные блокбастеры, а камерные мистические триллеры, когда то прославившие постановщика. Своими стараниями и долгосрочной работой, режиссер и сценарист сотворил лекарство, способно вернуть его к жизни, реабилитировать карьеру и продолжить обитать в собственном мире, не пересекая границу опасных вод. Одним словом, “Сплит” оказывается маленькой коробочкой, из которой вылезает большой сюрприз в виде отличного, качественного фильма с вдумчивой, аккуратной режиссурой, оригинальным сценарием, способным одновременно и удивить, и испугать, а грамотная операторская работа в связке с работой композитора, усиливают атмосферу мрачности, внутренней тревоги, ну и, конечно же велика роль актеров, особенно Джеймса МакЭвоя, чья карьера после данной работы обязательно пойдет в гору.

По словам продюсеров, работа над сиквелом, поставившим финальную точку всей трилогии, уже начата (оно и понятно, когда лента с девяти миллионным бюджетом на данный момент имеет сборы в 270 миллионов, говорить о продолжении не приходится). Буквально на днях появилась информация, что сценарий к «Стеклу» ( так будет называться триквел, заставляя вспомнить персонажа Сэмюэла Л. Джексона в «Неуязвимом») уже написан, режиссер вот — вот приступит к съемкам, а выход намечен на 18 января 2019 года. Еще один повод пересмотреть связанные между собой проекты и обвести красным маркером дату будущей премьеры.

Благодарю Вас за внимание и желаю приятного просмотра!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь