Торговый центр как пространство досуга для современных подростков

Молодежь сегодня все больше тяготеет к торговым центрам, причем приходят подростки туда уже не за вещами, а за ощущениями. Большие нарядные моллы создают иллюзию красивой жизни, доступной каждому. Здесь можно окунуться в атмосферу модных вещей и ни за что не надо платить.

153
просмотры

Подростки в торговых центрах

«Особенность современных торговых центров в их многофункциональности: здесь магазины, кинозалы, интернет-кафе, кое-где — катки или боулинг. Все они призваны удовлетворить потребности людей по принципу «здесь и сейчас» и «все и сразу». В этом их главное назначение», — отметила доктор социологических наук, профессор, заведующая отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований Юлия Зубок. Но если взрослые преимущественно приезжают в ТЦ за покупками, и лишь потом, чтобы хорошо провести время, то для молодежи, по словам Зубок, мотив досуга, общения, отдыха, просто тусовки куда более значим. Тусоваться в торговые центры сегодня ходит практически каждый пятый.

Юлия Зубок «Торговые центры создают ощущение демократичности и доступности, что также повышает их привлекательность для молодежи. Подросткам трудно преодолевать психологические и культурные барьеры при вхождении во взрослый мир, в новое пространство, а ТРЦ эти границы умело стирают, не давая возникнуть внутреннему напряжению, ощущению неуместности, неловкости и беспокойству» — Юлия Зубок, заведующая отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований

Торговый центр как пространство досуга

«Для подростков и молодежи, ограниченной в средствах, такие места могут стать едва ли не единственным развлечением, опять же в силу их демократичности: можно совершать покупки, а можно этого не делать, можно пойти в недорогое кафе, или отправиться на игровую площадку. Здесь есть выбор, но ничего не выглядит обязательным», — заметила собеседница «Росбалта».

В то же время, по словам Зубок, ТЦ — это еще и подогревание потребительских установок, провоцирование конфликта между желаниями и возможностями молодежи, что приводит к воровству.

Как рассказала «Росбалту» младший научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ Санкт-Петербург Маргарита Кулева, это явление получило название shoplifting или магазинная кража. В первую очередь, по словам Кулевой, это связано с желанием обладать какой-то вещью и недостатком средств. Хотя подобная практика очень распространена в анархистской культуре, где не имеет ничего общего с бедностью.

Маргарита Кулева - НИУ ВШЭ «Торговые центры для молодежи — это не столько место покупок, сколько центр притяжения, досуга, место, где они встречаются, тусуются, где учатся, как стоит одеваться». Как объяснили Кулевой сами подростки, «в торговом центре не нужно подбирать одежду самому — туда все уже привозится «по моде».

 

Молодежные практики в торговых центрах

«Это место игры во взрослую жизнь. Не у всех молодых людей есть деньги на покупки, особенно сейчас, когда мы все еще находимся в кризисе. Однако подростки очень ловко выкручиваются, изобретая все новые способы досуга в ТЦ, который не требует денег», — заметила собеседница «Росбалта».

  • В первую очередь, это «примерка ради смеха». «Молодые люди надевают те вещи, которые не смогут себе позволить или не будут носить, чтобы провести в них какое-то время. Так происходит обучение стилю, тому, как стоит одеваться. Через такие практики в таком безопасном месте потребления, где тебя никто не осмеет, молодые люди учатся выражать свою индивидуальность», — считает эксперт. С «культурой шоппинга» тесно связана социальная жизнь. Это целое направление — фотографии из примерочных в сети «Инстаграм».
  • Часто молодых людей можно встретить возле фастфуда. Это их излюбленное место, где можно недорого перекусить и находиться сколько угодно времени, ничего не покупая.
  • «В Западной Европе, Северной Америке очень распространена практика «возврата». То есть, если аккуратно носить вещь, то через неделю ее можно вернуть и получить назад деньги. Таким образом можно каждую неделю менять наряды и слыть первой модницей», — заметила Кулева. Однако в России, по ее словам, это явление пока не слишком распространено.

Как подчеркнула в свою очередь Зубок, все более ощутимо влияние самих образцов потребления, к которым приобщаются подростки в пространстве ТРЦ. «Здесь создается и функционирует особое культурное пространство со своими образцами и правилами не только реального, физического, но и так называемого символического потребления, то есть, приобщения к символам и атрибутам желаемой жизни, с мягко действующими механизмами социального контроля, основанными на соблазнении и обещании гедонистического экстаза. Подростки идут сюда, прежде всего за эмоциями. В условиях, когда объектом потребления становится абсолютно все без исключения — товары, услуги, отношения, чувства, впечатления, когда другие формы досуга мало доступны, а потребности не слишком развиты и остаются под влиянием материальных ценностей, ТРЦ, скорее всего, останутся фаворитами у определенной части молодежи», — считает она.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь