Гуманистическая концепция молодежи И.М. Ильинского: идея субъектности молодежи

94
просмотры
Концепция Ильинского

Гуманистическая концепция молодежи И.М.Ильинского – в своей основе опирается на социально-философское понимание гуманизма как признания самоценности человека, его жизненного выбора. Самоценна, таким образом, молодость, выступающая как биосоциальное свойство индивида, и молодежь как особая категория общества, являющаяся общечеловеческим достоянием.

Специфика его концепции состоит в том, что она существует не сама по себе как еще одна теория молодежи, но как обоснование определенной линии в области разработки и осуществления молодежной политики, выявления ее стратегической составляющей.

Гуманистическая концепция молодежи во многом определила пути развития социологии молодежи в России. Основные идеи концепции Ильинского дали толчок к теоретическому осмыслению задач и результатов государственной молодежной политики. На научной базе этой концепции осуществлялись важнейшие концептуальные разработки в сфере молодежной политики и готовились соответствующие документы (включая законопроекты, проекты правительственных постановлений, федеральных и региональных целевых программ, ведомственных нормативных правовых актов и др.).

Концепция Ильинского включает восемь базовых положений

1 Молодежь — это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа. Ключом к познанию природы молодежи является диалектика целого и части. Специфические, обусловленные возрастом проблемы молодежи в любом обществе состоят в том, что:

  • (а) молодость тесно связана с идеей зависимости;
  • (б) большая часть молодежи (учащиеся, студенты и т. п.) еще не включена в процесс производства и потому «живет в кредит»;
  • (в) большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни;
  • (г) перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии;
  • (д) молодые люди решают проблему нравственного и духовного самоопределения;
  • (е) они решают проблему брачного выбора и деторождения.

2 Молодежь по природе двойственна: она — явление биологическое и социальное, что определяет связь ее психофизического и социального развития.

3 Молодежь — явление конкретно-историческое. Это означает, что «число определений молодежи может быть равно числу конкретных обществ, каждое из которых выводится из общего определения молодежи и в то же время служит базой для конкретизации этого определения».

4 Молодежь — это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству.

5 Молодежь одновременно объект и субъект социализации, что определяет ее социальный статус.

Молодежь обретает субъектность по мере самоидентификации, самоосознания своих интересов, роста своей организованности.

6 Молодежь — носитель процессов, которые развернутся в полную мощь в будущем.

7 Молодежь — объект комплексных, междисциплинарных исследований, которые только в своей совокупности могут дать достаточно достоверную картину о ней.

Идея субъектности молодежи

Основополагающей в концепции Ильинского является идея субъектности молодежи. Близкая позиция разрабатывалась в трудах болгарского исследователя П.-Э. Митева, выдвинувшего концепцию реализации и самореализации молодежи (Митев, 1983). Она в той или иной мере представлена в трудах польских исследователей М. Карвата и В. Миляновского (Karwat M., Milanowski, 1981ab), ряда российских исследователей. И. М.

Ильинский интерпретирует субъектность молодежи особым образом, показывая, что проблема состоит в том, что мир решительно меняется, идут процессы, которые не могут быть в достаточной мере осмыслены и тем более взяты под контроль старшим поколением. В этих условиях вопрос состоит не в том, чтобы поделиться субъектностью с молодежью, но опереться на субъектность молодежи, чтобы вытянуть целое — все общество, его настоящее и будущее.

Это концептуальное переосмысление роли молодежи и молодежного движения в новых социальных и культурных условиях. «Современное общество должно открыть молодежь как субъект истории, как исключительно важный фактор перемен, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода» (Молодежь России…, 1993: 6) — таков, по Ильинскому, путь к управлению социальным развитием в новых условиях: «открытие» субъектной роли молодежи в масштабах общества и есть необходимое условие, предваряющее эффективную реализацию социальной субъектности молодежи.

Что почитать:

  1. Ильинский, И. М. (2005) Молодежь как будущее России в категориях войны;
  2. Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2011) Государственная молодежная политика: уроки недавнего прошлого;
  3. Луков, В. А. (2006) Ильинский: гуманистическая концепция молодежи;
  4. Луков, В. А. (2013)  Ильинский Игорь Михайлович о проблемах молодежи и молодежной политики.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь