Клиповое мышление: как молодежь воспринимает информацию?

295
просмотры
Клиповое мышление молодежи

Постоянно обновляющийся глобальный поток информации породил необратимо новое её восприятие, а именно, так называемое «клиповое мышление», то есть мозаичное (или фрагментированное) восприятия информации. В результате молодёжь предпочитает воспринимать информацию короткими фрагментами.

Поэтому целью нашего исследования было выявление наиболее эффективного способа представления информации для молодежи в процессе реализации информационной политики, а также изучение восприятия молодёжью общественно-политической информации.

Что породило клиповое мышление

В online-пространстве информация предстает короткими текстовыми сообщениями (длина твита ограничена 140 знаками), ограниченными постами в социальных сетях, а также видеороликами, средняя длина которых составляет от 1 до 5 минут. Это одновременно и феномен и следствие, такая форма представления информации позволяет повысить скорость её обработки и скорость её фильтрации в условиях информационной перегрузки организма.

«Современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются для клипового потребителя. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение преподносит новости, которые между собой не связаны, потом рекламу, ролики которой тоже никак друг к другу не относятся. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой.» — Look at me. [irp]

Как молодежь воспринимает информацию

Мы провели исследование по особенностям восприятия социально-политической информации современной молодежью, которое состояло из двух частей. Первая часть включала online-контент-анализ, вторая — исследование в offline пространстве, а именно анкетный опрос.

В первом случае мы провели анализ первых 100 роликов видео-хостинга «YouTube» из категории «Политика», целевой аудиторией которых являлась молодежь. Критериями отбора были, во-первых, направленность программ, ориентированных на молодёжь, во-вторых, участие молодёжи в ролике, в-третьих, само упоминание о молодёжи.

Во втором случае опросили 60 студентов разных вузов (КГУКИ, КубГУ, КубГАУ) с целью изучения особенности восприятия социально-политической информации современной молодежью.

В ходе исследования по изучению особенностей современной информационной политики РФ в отношении молодёжи, был проведён контент анализ архива новостной ленты сайта «Росмолодёжи» в период с 1.01.2014 по 1.01.2015, который показал, что из 1003 новостей, только 46 содержали инфографику, которая является эффективным компонентом быстрого донесения необходимой информации до молодёжи

Глобальный поток информации, поступающий извне, нуждается в систематизации, посредством сосредоточения в графическом изображении, что способствует её усваиванию за короткий промежуток времени. Эту функцию и выполняет инфографика, компактно обобщая данные, при этом, не теряя целостности отображения смысла поступаемой информации. Иными словами, инфографика — это способ представления информации в виде визуальных образов.

Фото: Look at me
Фото: Look at me

Какие выводы

  • Молодёжь в возрасте от 14-24 лет предпочитает воспроизводить, создавать и передавать контент, используя правила, сформированные клиповым мышлением. Соответственно и формирование контента видеохостингов и онлайн социальных сетей сознательно или бессознательно проходит по тем правилам, которые сформировались в рамках «клипового мышления».
  • Молодёжь (70% опрошенных) предпочитает изучать и анализировать информацию в визуальном виде, а не в текстовом, что подтверждает факт о преобладании клипового мышления среди молодёжи, которое подразумевает восприятие информации компактно содержащей в себе большой объем информации.
  • Среди огромного числа роликов с одинаковой тематикой наибольшей популярностью пользуются ролики со средней продолжительностью порядка 180 секунд, содержание которых приближено к модели инфографики и резкой смене кадра.

Как использовать клиповое мышление

Нами были выявлены эффективные способы представления информации для молодёжи в процессе реализации государственной информационной политики. Телевидение как канал распространения информации теряет свою популярность в молодёжной среде, отдавая первенство Интернет пространству, в частности online-социальным сетям. Существование мышления, основанного на визуализации потребляемой информации, посредством схематичного восприятия, становится неотъемлемой частью современного информационного общества. Поэтому эффективным способом представления информации является наличие визуальных образов.

Таким элементом является инфографика, посредством которой передача данных осуществляется в организованном виде, удобном для восприятия. Что касается передачи политической информации в виде видео контента, то здесь также стоит учитывать тенденцию «клипового мышления», следствием которого будет представление роликов со средней продолжительностью в среднем порядка 180 секунд, содержание которых приближено к модели инфографики и резкой смене кадра, что стоит учитывать при публикации информации ориентированной на молодёжь. Объявления в социальной сети должны формулироваться в виде коротких предложений, максимально передавая содержащую информацию. Видео-формат, содержащий необходимую информацию, должен позиционироваться  через online-социальные сети и храниться в «YouTube».

Стоит отметить, что наиболее популярным устройством для выхода в Интернет среди современной молодёжи выступает мобильный телефон, поскольку он является неотъемлемым атрибутом повседневной жизни и неотъемлемым компонентом для передачи и получения информации. Это важно учитывать при построении информационной политики, ориентированной на молодёжь, посредством разработки и внедрения мобильных приложений и созданию адаптированных версий сайтов.

Вместо заключения

У молодёжи существует потребность в получении информации об акциях, мероприятиях, но она не всегда удовлетворена качеством подаваемого контента. Поэтому стоит учитывать тот факт, что степень восприятия социально-политической информации современной молодежью зависит от форм ее представления. Это определяется развитием современных медиа-каналов, развитием клипового мышления и как следствие необходимостью визуализации социально-политической информации в процессе ее донесения до современной молодежи.

  • Объявления в социальной сети должны формулироваться в виде коротких предложений, максимально передавая содержащуюся в них информацию.
  • Контент государственного информационного/новостного сообщения в online-пространстве должен быть не более 180 символов, а видео-ролик длительностью не больше 5 минут (для того, чтобы привлечь внимание молодежи и усвоиться молодежью).
  • Создание мобильных сервисов, адаптированных версий сайтов органов власти и управления для мобильных устройств.
  • Инфографика является высококачественным методом для иллюстрации новостей, ориентированных на молодёжь, поскольку данная технология обеспечит больший интерес молодёжи к новостному контенту.

Материал подготовлен на основании исследований, проводимых автором в 2013-2015 году под руководством Рябченко Натальи Анатольевны, кандидата политических наук, заведующей лабораторией информационных технологий в образовании КубГУ.

Что почитать:

  1. Просторы интернета: развлечения, общение, работа.
  2. Итоги социологического исследования «Информационные потребности молодежи-2013»
  3. Нефедьева К. В. Инфографика – визуализация данных в аналитической деятельности.
  4. Материалы сайта «РИА НОВОСТИ».
  5. Гнедаш А. А., Рябченко Н. А. Эффективность политических медиа-проектов: механизмы формирования и анализа медиа-активизма в online-пространстве. Краснодар, 2013.
  6. Чем опасно клиповое мышление и как с ним бороться — Look at me

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь